Гуманная педагогика

"Главными факторами реформирования образования являются не новые образовательные стандарты или так называемые «технологии», не новые дидактические средства и «современное» оборудование, не новые учебные планы и учебники и т.д., а сам учитель, воспитатель. Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, деформирует ее. «В деле обучения, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - писал К.Д.Ушинский. Дополним эту мудрость: во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя сознание и сердце учителя. Гуманную педагогику может творить только гуманной души человек. Ее нельзя творить одним лишь интеллектом; интеллект нужно пропустить через доброе сердце, чтобы получить добрый и радостный образовательный процесс".

Ш.А. Амонашвили "Школа Жизни"

Мой путь в гуманную педагогику

(письмо родителям будущих первоклассников)


Уважаемые родители! Хочу поделиться с вами своими идеями, мыслями, историей моего пути в гуманную педагогику и искренне надеюсь на ваше понимание.
Через 3 дня я буду отмечать юбилей - 25 лет работы в школе. Это большой период, четверть века! Сейчас дети моих первых учеников идут в 1 класс. Помню и до сих пор люблю всех своих первенцев. А особенно то, как я, 19-летняя девчонка, бежала к ним с красным дипломом педагогического училища в руках, воодушевленная идеями гуманизма. Это был 1 А класс моей родной школы на Ставрополье, которую я закончила 2 года назад с медалью. У меня был другой путь - остаться преподавать в педучилище, но директор школы, моя учительница математики, собрала для меня, своей любимицы, класс. В параллели со мной работала очень авторитетная учительница. Конечно, она собрала себе "сливки", но многие родители из авторитетных семей нашего поселка изъявили желание уйти ко мне в класс. Зная это, я не могла обмануть ожидания моего учителя, родителей будущих детей. А самое главное - я хотела принести в свою родную авторитарную школу светлые идеи гуманной педагогики. Так начался мой тернистый учительский путь. За 4 года я привязалась к детям настолько, что боялась не полюбить так же новый 1 класс, и... ушла в среднюю школу учителем истории. В то время (1994 г.) были очень сложные времена, учителей не хватало, часы истории в моем классе заранее были обещаны другой учительнице из начальной школы, и, мне пришлось вести историю в 7-х классах. Потом были разные классы: Б, Г, но никогда не было 1 А. 3 года я работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе (в моей родной школе), но сбежала оттуда в Санкт-Петербург, оставив предстоящую карьеру в Министерстве образования и науки Ставропольского края (ведущий специалист по воспитательной работе). В Санкт-Петербурге я нужна была всем, как учитель истории и обществознания без диплома, а не учитель начальных классов с дипломом. Иногда я занимала места зам. директора по методической работе в другом районе, руководителя районной опытно-экспериментальной площадки в соседней школе. 1 марта 2013 года я решила бросить "чужую работу" и сбежала из 337 школы в соседнюю 527. Наконец-то, я вернулась в начальные классы! Но за годы скитаний и поиска своего пути моя педагогическая система была больше повернута в сторону авторитаризма, как и требовало руководство, хотя в глубине души остались огоньки гуманизма, ибо когда-то, в конце 80-х - начале 90-х гг прошлого века моим кумиром был Ш.А. Амонашвили.
Год назад на V Международном слете учителей в Сочи я узнала, что Шалва Александрович жив, здоров и проводит курсы в своем доме. Я написала письмо его сыну Паате, даже не ожидая ответа, ведь он доктор психологических наук, профессор-ассистент и т.д. и т.п. Ответ пришел сразу же, но, к сожалению, мест уже не осталось. Мои попытки прикоснуться к мечте рассыпались. Но через пару дней я получила новое письмо от Пааты Шалвовича о том, что они приняли решение организовать такие же курсы и в следующем году. Меня записали. Я была счастлива!
13 - 14 сентября 2014 года Шалва Александрович и Паата Шалвович проводили семинар для родителей у нас в городе. Там состоялась первая встреча с Учителем. Мне даже удалось проконсультироваться с ним относительно обучения дочери в моем классе. Там было очень много родителей и только 3 - 4 педагога. Все родители подходили к Шалве Александровичу с одним вопросом: "Где найти такого учителя, о котором он говорит?" Вот тогда у меня впервые возникла идея об объединении таких педагогов.
В марте 2015 года я поехала в Чечню, где в Грозном проходили XIV Международные чтения по гуманной педагогике "Учитель, укажи путь красоты духа!". Там я встретилась с Президентом Общероссийского центра гуманной педагогики и была крайне удивлена, что в нашем городе нет регионального отделения, хотя когда-то оно функционировало. Я поняла, что теперь я должна решить эту задачу. Тем более, что озвучила эту идею Шалве Александровичу.

Весь год я считала себя гуманным учителем. Видела подтверждение слов о "новых детях" в ваших детях, своих будущих учениках, даже озвучила это коллегам. Но в какой-то момент мне стало страшно: я поняла, что я кое-что знаю, но ничего не умею. Вдруг я не смогу соответствовать ожиданиям этих детей? И, не смотря на множество возникших препятствий, я отправилась в Грузию к Великому Учителю.
В июне 2015 года 9 дней я провела в раю - в Бушети (Кахетия, Восточная Грузия), в усадьбе Шалвы Александровича Амонашвили. Это великолепное место, где со мной произошло несколько чудес. Но самое главное - я получила из рук Мастера неоценимый багаж знаний, приемов и методов его педагогического мастерства под названием ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА, основанных классиками педагогики (Марк Фабий Квинтилиан, Ян Амос Каменский, Иоганн Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко). Теперь я хочу претворить все это в жизнь. 

Это будет последний 1 А класс для меня и на него у меня большие планы. Это будет мой эксперимент, с которым я, возможно, впоследствии пойду к другим учителям, передавая опыт. Будет ли он удачным - во многом зависит от вас, дорогие мои родители. Сложится ли у нас ансамбль? Какая музыка родится? Каким станет РЕБЕНОК? 
Это сложный и тернистый путь, ведь это путь к самосовершенствованию. 
Мы будем идти по нему ВМЕСТЕ. 

12 августа 2015 г.

Комментариев нет:

Отправка комментария